Ясиноватская дистанция защитных лесонасаждений готовится к своему 75-летнему юбилею
На этой неделе отпразднует свой 75-летний юбилей Ясиноватская дистанция защитных лесонасаждений. Сегодня здесь работает 105 человек, которые заботятся об очень большом хозяйстве. На территории ГП «Донецкая железная дорога» защитные полосы растянулись более чем на 1700 км, их общая площадь превышает 4000 гектаров.
В архивах ГП «Донецкая железная дорога» сохранился приказ, свидетельствующий о создании предприятия – 2-й районной производственной конторы по живой защите пути ст. Ясиноватая и назначении ее первым руководителем тов. Кочкаря. Датируется он 26 октября 1943 года.
Использовать лесонасаждения для защиты железнодорожных путей от снежных заносов и пыли начали значительно раньше, и именно в Донецком крае были сделаны первые опытные посадки деревьев.
Для защиты пути от снежных заносов и других неблагоприятных климатических факторов на бывшей Курско-Харьково-Азовской железной дороге впервые в Российской Империи в 1837 году. Ботаником-лесоводом Николаем Кирилловичем Срединским были начаты работы по созданию многорядных лиственных живых защит. «Первые работы я решил начать вблизи станции Никитовка на степной возвышенности в 1000 футов над уровнем моря, среди безводья и полного простора для жгучих и порывистых ветров, где по общему отзыву железнодорожников и местного населения была немыслима успешная культура деревьев» — писал Н.К. Срединский.
Первый опыт был неудачным. Из-за близости крайнего ряда посадок от пути и небольшой их ширины они при сильных снегопадах и метелях были не в состоянии защитить его от заносов. Начиная с 1896 года, работы по созданию живых защит практически прекратились. В СССР такой метод защиты пути начали применять с 1921 года.
Ясиноватская дистанция защитных лесонасаждений включает в себя Ясиноватскийо, Донецкий, Криничанский, Иловайский и Дебальцевский участки, а также лесопитомник по станции Криничная и оранжереи по станции Ясиноватая. Хозяйство большое и требующее внимания круглый год.
— Нашими работниками выкашивается поросль, убирается сухостой и поврежденные деревья на расстоянии до 20-30 метров от железнодорожного пути, вплоть до лесополосы. Также осуществляются санитарные рубки деревьев, — рассказал бригадир бригады лесорубов Ясиноватской дистанции защитных лесонасаждений Андрей Ярый. — Порубочные остатки утилизируются, а древесина используется для отопления оранжереи Ясиноватского производственного участка. Здесь выращивают цветочную рассаду, которая используется для озеленения территорий структурных подразделений ГП «Донецкая железная дорога».
В Криничанском лесопитомнике выращивают саженцы деревьев. На 2019 год планируется получить саженцы более десяти видов плодовых деревьев, а также липы, клена, сосны, яблони Недзведского, декоративных кустарников и около десяти сортов роз. Кроме того, в питомнике выращивается посадочный материал для обновления лесополос.
На дороге делается все возможное для полноценной работы дистанции защитных лесонасаждений.
— В 2018 году был частично обновлен парк бензомоторной техники. На ремонт и обслуживание бензопил и кусторезов руководством ГП «Донецкая железная дорога» были выделены значительные финансовые средства. Наши сотрудники обеспечены спецодеждой и перчатками, — рассказал начальник Ясиноватской дистанции защитных лесонасаждений Анатолий Краус.
За 9 месяцев текущего года выполнены выборочно-санитарные рубки на 17 гектарах, осуществлена расчистка захламленности на 25 гектарах, рубка кустарников на возобновление на 28 гектарах, уход за озеленительными насаждениями на 12 гектарах.
За последние годы стало уделяться больше внимания наведению порядка в полосе отвода, рубкам на трассах ЛЭП и для видимости на железнодорожных переездах. Кроме того, коллектив дистанции принимает участие в благоустройстве территории железнодорожных предприятий.
Доходы от подсобно-вспомогательной деятельности Ясиноватской дистанции защитных лесонасаждений — реализации дров, саженцев, рассады цветов — за 9 месяцев 2018 года составили более 140 тыс. рос. руб.
В Ясиноватской дистанции защитных насаждений работают люди, влюбленные в свою профессию. Многие посвятили любимому делу более 20 лет. Юбилейный год стал для них знаковым. ГП «Донецкая железная дорога» начала увеличивать объемы перевозок, идут ремонтные работы на многих участках пути, и зеленая защита дороги будет и дальше оберегать ее.