Юбилейный год: в сентябре городу Дебальцево и локомотивному депо станции Дебальцево-Пассажирская исполняется 140 лет


Для Дебальцевского железнодорожного узла 2018 год богат на юбилеи. В сентябре исполняется 140 лет самому городу и его ровеснику – локомотивному депо станции Дебальцево-Пассажирская. 125-летие отмечает вокзал Дебальцево, 85-летие со дня основания – вагоноремонтный пункт станции Дебальцево-Сортировочная, 115-летие – Отделенческая больница.
История создания и развития дебальцевского железнодорожного узла является неотъемлемой частью летописи трудового Донбасса. Здесь сошлись четыре основные железнодорожные линии Екатерининской каменноугольной железной дороги, что сделало небольшой поселок Дебальцево крупным центром, через который перевозили уголь, металл и другие грузы.
Главной станцией Донецкой каменноугольной дороги, открытой в 1878 году, стала станция Дебальцево, где, пересекаясь друг с другом, сошлись четыре железнодорожные линии: Дебальцево-Зверево, Дебальцево-Луганск, Дебальцево-Попасная, Дебальцево-Никитовка, Дебальцево-Ясиноватая. Весь строй деятельности станции определила такая важнейшая операция, как сортировка грузов
В 1893 году Донецкая каменноугольная железная дорога перешла в ведение государства, и станция Дебальцево с прилегающими линиями была присоединена к Екатерининской железной дороге. 1 марта 1896 года станция была передана в аренду Обществу Юго-Восточных железных дорог, а 1 мая 1901 года снова возвращена Екатерининской магистрали.
К моменту второго присоединения станция Дебальцево уже едва справлялась с возложенными на нее обязанностями вследствие строительства Обществом Юго-Восточных железных дорог новых участков. В это время она располагала всего 25 верстами путей, из которых длина рабочих путей составляла лишь половину — 12,66 верст — и была совершенно недостаточна для тех 1362 вагонов, которые перерабатывались на станции в среднем в сутки.
К концу XIX века станция уже не справлялась с возложенными на нее обязанностями вследствие строительства Обществом Юго-Восточных железных дорог новых участков. В это время она располагала всего 25 верстами путей, из которых длина рабочих путей составляла лишь половину – 12,66 верст – и была совершенно недостаточна для тех 1362 вагонов, которые перерабатывались на станции в среднем в сутки. Кроме этого, в ближайшем будущем предстояло открытие движения по линии Дебальцево-Чистяково (Торез) — Караванная, что в значительной степени увеличило масштаб станционной работы.
Таким образом сам собой возник вопрос необходимости переустройства Дебальцевского узла. Оно началось весной 1905 года и закончилось осенью 1908-года. Было израсходовано более 3 миллионов рублей.
В ходе работ пассажирское движение отделили от товарного, предоставив для первого существующую станцию, а для второго создали новую – в 1,5 верстах к востоку. В соответствии со своим главным назначением станции получили названия Дебальцево-Сортировочная и Дебальцево-Пассажирская.
Новую товарную станцию разделили на две параллельно расположенные – западного и восточного направления. Параллельная планировка позволила достигнуть наиболее удобного расположения всех путевых устройств и сократить пробег груза при сортировке.
Чтобы сократить время обслуживания, на каждой станции было создано свое депо. В эксплуатацию объекты вводились с интервалом в несколько лет.
Здание вокзала станции Дебальцево изначально представляло собой полутораэтажное деревянное строение и находилось на месте нынешнего бытового корпуса локомотивного депо. Каменное здание пассажирского вокзала возводилось в течение четырнадцати лет, с 1879 по 1893 год, и стало поистине неповторимым шедевром строительного зодчества. В 1936 году к зданию вокзала была сооружена пристройка – кассовый зал. В годы Великой Отечественной войны здание было сильно разрушено. За 1946-1953 годы вокзал восстанавливался и вводился в эксплуатацию частями. В таком виде он оставался вплоть до 2007 года, когда была проведена полная реконструкция и обновление станции с ее зданиями и сооружениями.
За прошедшие годы сменилось не одно поколения железнодорожников, и каждый работник вписывал собственную страницу в историю Дебальцевского узла.
В преддверии юбилейных торжеств Донецкой железной дорогой были проведены ремонтно-восстановительные работы на объектах железнодорожной инфраструктуры, расположенных на территории города.
В частности, был восстановлен и отреставрирован вокзальный комплекс Дебальцево, серьезно пострадавший в ходе боевых действий 2014-2015 годов. Многочисленные разрушения получило и самого здание вокзала, и производственные постройки.
Огромные силы и средства Донецкая железная дорога вкладывает в восстановление спортивного комплекса «Локомотив» в Дебальцево.
В результате боевых действий спорткомплекс был разрушен более чем на 50%. Полностью отсутствовало остекление, серьезно пострадал кровля. Объект был практически непригоден для эксплуатации.
Сегодня здесь продолжаются восстановительные работы. Во всем здании уже произведена замена остекления, восстановлена кровля, отреставрирован фасад, выполнена часть работ по внутренней отделке помещений. Предстоит выполнить серьезные работы инженерного характера, связанные с установкой систем вентиляции, водоснабжения и водоочистки для бассейна.