На сегодняшний день нет никаких предпосылок для отмены установленных коллективным договором дороги надбавок и доплат
На Донецкой железной дороге продолжается колдоговорная кампания по подведению итогов выполнения обязательств коллективного договора за 2018 год. Совместным постановлением руководства ГП ДЖД и Совета ПРОФДОНЖЕЛ итоговая конференция трудового коллектива дороги запланирована на 14 марта 2019 г.
Почти в половине подразделений дороги такие собрания трудовых коллективов уже состоялись. На них железнодорожники не только обсуждали выполнение обязательств коллективного договора и озвучивали проблемные вопросы, но и высказывали опасения по поводу перспектив действия этого важнейшего документа, возможности отмены надбавок и доплат.
По просьбе редакции газеты «Железнодорожник Донбасса» сложившуюся ситуацию прокомментировали генеральный директор ГП «Донецкая железная дорога» Владимир Кабаций и председатель Профессионального союза работников Донецкой железной дороги Сергей Лесовой.
– На сегодняшний день никаких предпосылок для отмены установленных коллективным договором надбавок и доплат нет, – заявил Владимир Кабаций, заметив при этом, что сегодня дорога переживает не лучшие времена.
– В силу различных причин далеко не все наши клиенты выполняют взятые на себя обязательства по отгрузке продукции, — пояснил генеральный директор. – Невыполнение плановых показателей приводит к снижению объемов перевозок и резкому снижению наших денежных поступлений. Все это отрицательно сказывается на финансовом результате дороги – 2018 год и первый месяц нового года мы закончили с убытками.
Однако, несмотря на сложное финансовое положение, отметил Владимир Кабаций, дорога в установленные сроки выплачивает аванс и заработную плату, производит выплату всех установленных колдоговором надбавок и доплат. Буквально на днях руководством ГП ДЖД и Совета ПРОФДОНЖЕЛ подписано совместное постановление о выделение средств на оздоровление железнодорожников-членов профсоюза в 2019 году в клиническом санатории «Приморье» в Евпатории.
– Все мы прекрасно знаем, что железная дорога всегда зависела от того, насколько результативно функционируют промышленные предприятия. Вот и сегодня, чем продуктивнее будут работать угольные и металлургические предприятия, тем большими будут наши объемы грузоперевозок, а следовательно, доходные поступления дороги, — подчеркнул генеральный директор.
Председатель ПРОФДОНЖЕЛ Сергей Лесовой в свою очередь отметил, что профсоюз как паритетная сторона внимательно следит за денежными поступлениями и расходованием средств.
– Мы видим, что во всех случаях руководство дороги ставит во главу угла выплату заработной платы. В вопросах выполнения условий коллективного договора у нас также полное взаимопонимание. С момента принятия документа в марте 2017 года в него были внесены десятки дополнений и изменений, направленных на расширение трудовых и социальных гарантий, — сказал он.
Что касается опасений и тревог наших работников, профсоюзный лидер ответственно заявил, что для отмены той или иной нормы коллективного договора никаких оснований нет.
– Если говорить об отраслевом соглашении между ПРОФДОНЖЕЛ и Министерством транспорта ДНР, оно заключено на два года, — пояснил Сергей Лесовой. – Ни одна из сторон не может остановить его действие в одностороннем порядке.
Он проинформировал, что за последнее время возросло количество обращений в Совет ПРОФДОНЖЕЛ по вопросу действия отраслевого соглашения и коллективного договора без их уведомительной регистрации.
Министерством труда и социальной политики Донецкой Народной Республики дано разъяснение по данному вопросу (письмо от 03.11.2017г. № 01.1-15/3555).
«В соответствии с пунктом 2 ст. 86 Конституции Донецкой Народной Республики и Постановлением Совета Министров ДНР от 02.06.2014г. № 9-1 «О применении Законов на территории ДНР в переходный период» (с изменениями и дополнениями) законы и другие правовые акты, действовавшие на территории ДНР до вступления в силу Конституции Донецкой Народной Республики, применяются в части не противоречащей ей, — говорится в письме Минтруда и соцполитики. — На данный момент в Донецкой Народной Республике продолжают действовать Кодекс законов о труде, Закон «О коллективных договорах и соглашениях», Закон «О социальном диалоге в Украине» в редакции по состоянию на дату принятия Конституции ДНР (14.05.2014г.)».
В разъяснении также обращается внимание, что сторонами коллективного договора являются работодатель и первичная профсоюзная организация, которой полномочия на ведение коллективных переговоров и заключение коллективного договора предоставлены законодательством.
Согласно ст. 9 Закона «О коллективных договорах и соглашениях» коллективные договоры вступают в силу со дня их подписания представителями сторон или со дня, указанного в них, и подлежат уведомительной регистрации в установленном порядке.
– В настоящее время Министерством труда и социальной политики ДНР с участием Федерации профсоюзов ДНР разрабатывается проект нормативного правового акта, которым будет определен временный порядок заключения отраслевых (межотраслевых) соглашений и коллективных договоров и их уведомительной регистрации, — рассказал Сергей Лесовой. – До принятия такого нормативного правового акта коллективные договоры, заключенные на предприятиях, в организациях и учреждениях Донецкой Народной Республики после вступления в силу Конституции ДНР, считаются действительными без их уведомительной регистрации.
Сергей Лесовой также ответил на вопрос о причинах снижения размера доплаты за вредность работникам дистанций электроснабжения.
– После последней аттестации рабочих мест по основным специальностям хозяйства электроснабжения прошло 5 лет, и в соответствии с законодательством была проведена новая аттестация в соответствии с нормативными актами, — пояснил председатель ПРОФДОНЖЕЛ. – К сожалению, по ее результатам была определена надбавка за работу во вредных и тяжелых условиях, снижающая размер доплаты практически в два раза.
Как пояснил Сергей Лесовой, нормативными актами, принятыми в Республике, изменилась методика расчета процента вредности. Не были учтены такие факторы работы энергетиков, как нахождение на железнодорожном пути, опасность падения с высоты, работы под напряжением.
– В этой связи мы направили обращение в Министерство социальной политики, – сказал он. – На предложенное нами разрешение возникшей проблемы, конечно, понадобится время, но мы надеемся, что вопрос обязательно будет урегулирован.
Пока же генеральный директор и председатель ПРОФДОНЖЕЛ планируют урегулировать ситуацию с помощью коллективного договора – законом это предусматривается.
– Теоретически вопрос подготовлен, – проинформировал Владимир Кабаций. – В колдоговоре будут учтены факторы, о которых говорилось выше. Да, это будет дополнительная финансовая нагрузка для дороги, но мы защитим права наших работников.