К 75-летию Великой Победы в музее Донецкой железной дороги обновляют уникальные образцы раритетной техники
Масштабная реставрация уникальных натурных образцов подвижного состава проводится в эти дни в музее истории и развития Донецкой железной дороги. Восстановительные работы организованы Государственным предприятием «Донецкая железная дорога» в рамках подготовки к празднованию 75-летия Победы в Великой Отечественной войне.
Как рассказал директор Музея истории и развития Донецкой железной дороги Валерий Калиберда, реставрация и ремонт такого масштаба последний раз осуществлялись еще до начала боевых действий на Донбассе – в 2012 году.
– Работы выполняются исключительно силами железнодорожников согласно плану, утвержденному руководством ГП ДЖД, – говорит Валерий Калиберда. – Несмотря на сложное финансовое положение, дорогой выделены средства на приобретение необходимых материалов. Нам помогают практически все службы и подразделения. Так, по своим направлениям в музее работают представители локомотивного депо Дебальцево, Донецкой дистанции пути и СМЭУ Донецк, вагонных депо Иловайск и Ясиноватая. В работах также задействованы специалисты подразделений службы сигнализации и связи, службы электроснабжения, пассажирской службы.
Напомним, нынешний год – юбилейный для музея истории и развития Донецкой железной дороги. Он открылся в историческом здании бывшего паровозного депо станции Юзово 4 августа 2000 года. В документально-исторической экспозиции музея, основу которых составляет семейная коллекция основателя и директора музея, ныне покойного Владимира Донченко, представлены до 10 тысяч единиц документов и материалов. Настоящая гордость музея – натурные образцы раритетной железнодорожной техники, построенной в период с 1909 по 1982 годы.
В сегодняшнем фоторепортаже представлен один из первых натурных образцов локомотивов полной комплектации музея Донецкой железной дороги – паровоз серии ТЭ-6115 1943 года выпуска. Он относится к трофейной железнодорожной технике, поступившей на советские железные дороги в качестве компенсации за нанесенный Советскому Союзу ущерб.
Гордость музея – грузовой паровоз серии СОм17 3146, который был изготовлен в 1941 г. на Харьковском паровозостроительном заводе. Первый паровоз серии «СО», получивший свое название по имени советского политического деятеля Серго Орджоникидзе, вышел из ворот Луганского паровозостроительного завода 7 ноября 1934 г. Массовый же выпуск был налажен с 1935 года, и строились они вплоть до 1951-го.
На наших снимках – и уникальный, единственный на всем постсоветском пространстве маневровый танк-паровоз Ь-2062 «Кукушка». Изготовленный в 1929-м, он до 1973 года работал на Енакиевском металлургическом комбинате, а затем почти 30 лет простоял на постаменте в районе железнодорожного цеха комбината как памятник отечественному паровозостроению.
В 2000 году «Кукушку» установили на пьедестал у Дворца молодежи «Юность» в Донецке в качестве первого экспоната будущего музея промышленности Украины. Но спустя четыре года исторический государственный памятник железнодорожной техники стал предметом криминальных разборок, и 29 января 2004 года он был сдан в металлолом и порезан на части.
Только благодаря решительным действиям руководства музея и Донецкой железной дороги при поддержке органов милиции и администрации города изувеченный паровоз удалось изъять. Уникальный экспонат был восстановлен на Авдеевском экспериментальном заводе нестандартизованного оборудования и 28 октября 2005 года занял достойное место в экспозиции железнодорожной техники музея истории и развития Донецкой магистрали.