На конференции трудового коллектива внесены изменения и дополнения в Коллективный договор дороги на 2021-2023 годы

Сегодня, 12 августа, в актовом зале управления Донецкой железной дороги состоялась конференция трудового коллектива, на которой было принято решение о внесении изменений и дополнений в Коллективный договор между руководством ГП «Донецкая железная дорога» и Советом ПРОФДОНЖЕЛ на 2021-2023 годы.

Генеральный директор ГП «Донецкая железная дорога» Олег Калеватых и председатель Профсоюза работников Донецкой железной дороги Сергей Лесовой выступили перед делегатами конференции с докладами и ответили на злободневные вопросы.

В связи с принятием в мае 2021 года Генерального соглашения между Правительством Донецкой Народной Республики и Федерацией профессиональных союзов Донецкой Народной Республики и заключением 15 июня 2021 года Отраслевого соглашения между Министерством транспорта ДНР и Профсоюзом работников Донецкой железной дороги, а также в соответствии с пунктом 4.2 Постановления Правительства Донецкой Народной Республики от 11.09 2020 № 54-5 «Об утверждении Временного порядка заключения и уведомительной регистрации отраслевых (межотраслевых) соглашений и коллективных договоров» дорожной комиссией была проведена большая работа по приведению действующего Коллективного договора дороги в соответствие с нормами вышеперечисленных документов.

Выступая перед делегатами конференции трудового коллектива, Олег Калеватых напомнил, что 12 июля 2021 года было зарегистрировано Отраслевое соглашение между Министерством транспорта ДНР и ПРОФДОНЖЕЛ на 2021-2022 годы. Согласно Временному порядку заключения и уведомительной регистрация отраслевых (межотраслевых) соглашений и коллективных договоров необходимо в срок до 90 календарных дней привести существующий Коллективный договор дороги в соответствие с Отраслевым соглашением.

– Напомню, что с 1 января 2021 года во исполнение указа главы ДНР от 25.08. 2020 № 293 «О применении на территории Донецкой Народной Республики Общероссийского классификатора профессий рабочих, должностей» Донецкая железная дорога перешла на систему классификации профессий и профессиональные стандарты Российской Федерации. Учитывая интеграцию в РФ, для логичного завершения данного процесса необходим был переход на стандарты Российской Федерации и в сфере оплаты труда. Итогом проведенной работы стало изменение наименований должностей (профессий) работников, а по ряду профессий – изменение оплаты труда (переход с оклада на тариф и наоборот).

Олег Калеватых пояснил, что Приложением № 2 к Отраслевому соглашению являются «Коэффициенты междолжностных, межразрядных соотношений размеров тарифных ставок (должностных окладов) работников железнодорожного транспорта, размер которых соответствует уровню Единой тарифной сетки по оплате труда работников, занятых в основной деятельности железных дорог Российской Федерации.

– На основании утвержденных нормативно-правовых актов руководство дороги обязано принять новое Положение об оплате труда, согласно которому будут увеличены тарифные ставки и оклады работников, – сказал генеральный директор. – Оно начнет действовать с 12 октября 2021 года – через 90 дней после регистрации Отраслевого соглашения.

Олег Калеватых проинформировал делегатов конференции, что по предварительным расчетам, при введении нового Положения об оплате труда фонд оплаты труда по дороге существенно увеличится.

Он отметил, что на протяжении последних 3 лет наблюдается снижение объемов производства продукции металлургических и угледобывающих предприятий Республики, По итогам 1 полугодия 2021 г. грузооборот уменьшился в сравнении с соответствующим периодом 2018 г. в 1,8 раза, что отразилось на снижении доходных поступлений дороги. Получаемые денежные средства, в первую очередь, направляются на выплату заработной платы работников и обеспечение бесперебойного перевозочного процесса. По причине недостаточного количества денежных средств, начиная с 2019 года по настоящее время, дорогой ежемесячно оформляются отсрочки по уплате налогов в бюджет Республики.

– На данный момент у дороги нет финансовой возможности обеспечить введение в полном объеме нового Положения об оплате труда и сохранение всех льгот и гарантий, предусмотренных существующим Коллективным договором. Для этого необходим рост объемов перевозок или дополнительные источники финансирования, – подчеркнул генеральный директор. – В сложившейся ситуации регулирование фонда оплаты труда можно достигнуть за счет временного приостановления выплат социальных льгот и гарантий, установленных сверх законодательства, на период преодоления финансовых трудностей предприятия сроком не более 6 месяцев согласно ст. 14 Закона ДНР «Об оплате труда», а также пересмотра перечня доплат и надбавок с установлением минимальных размеров.

Он отметил, что совокупность социальных выплат, предоставляемых работникам дороги, является одной из самых больших по Республики: по итогам 6 месяцев 2021 года удельный вес основной заработной платы железнодорожников составил 62%, а дополнительной (состоящий из компенсационных и поощрительных выплат) – 38%.

– Сегодня самый большой удельный вес в фонде дополнительной заработной платы приходится на надбавку за выслугу лет, – уточнил Олег Калеватых. – Данная надбавка не предусмотрена нормами отраслевого соглашения и является основной льготой, которая была введена для повышения мотивации и материальной заинтересованности работников дороги с целью сохранения квалифицированных кадров. В силу сложившихся обстоятельств руководство дороги совместно с ПРОФДОНЖЕЛ предлагают, учитывая финансовые возможности дороги с целью недопущения нарушения трудового законодательства в части своевременной и в полном объеме выплаты заработной платы, рассмотреть вопрос об уменьшении размера надбавки за выслугу лет на 50% от установленного уровня до стабилизации финансового положения. Остальные положения коллективного договора предлагается существенно не изменять.

Выступая с докладом, председатель Профсоюза работников Донецкой железной дороги Сергей Лесовой отметил, что и хозяйственники, и профсоюз обязаны выполнять положения подписанного Отраслевого и Генерального соглашений.

– Приведение положений действующего Коллективного договора к нормам Отраслевого и Генерального соглашений в части оплаты труда влечет за собой изменение заработной платы работников. Сегодня мы имеем дело с выстраиванием совершенно новой системы оплаты труда работников, – сказал он.

На опасения некоторых выступающих, что для стабилизации финансового положения руководство может прибегнуть к сокращению числа работающих, Олег Калеватых ответил:

– Вопрос о сокращении или оптимизации штата сегодня не стоит. Напротив, в настоящее время по ряду позиций мы испытываем нехватку квалифицированных рабочих кадров. Мы заинтересованы в том чтобы сохранить и приумножить кадровый потенциал дороги. Все мы с нетерпением ждем активизации работы металлургических и угольных предприятий, увеличения объемов грузоперевозок и, как следствие, роста доходных поступлений дороги. Это нам необходимо для обеспечения соцпакета, выплаты доплат и надбавок.

Конференцией трудового коллектива принято решение о внесении дополнений и изменений в обязательства Коллективного договора между руководством ГП «Донецкая железная дорога» и Советом ПРОФДОНЖЕЛ на 2021-2023 гг.

В том числе на период до 6 месяцев внесены изменения в «Положение о порядке выплаты надбавки за выслугу лет на железнодорожном транспорте работникам ГП «Донецкая железная дорога». При непрерывном стаже работы от 6 месяцев до 3 лет размер надбавки за выслугу лет составит 3,5% от ставки (должностного оклада), от 3 до 5 лет – 5%; от 5 до 10 лет – 7,5%; от 10 до 15 лет – 10%; от 15 до 20 лет – 12,5%; от 20 до 25 лет – 15%; более 25 лет – 20%.