Музей истории и развития Донецкой железной дороги

Музей истории и развития Донецкой железной дороги

 

Адрес: г. Донецк, ул. Артемовская, 85 а
Телефон: (062) 319-22-25

 

   Сегодня Донецкий музей истории и развития Донецкой железной дороги – это целый комплекс, расположенный в историческом здании бывшего паровозного депо станции Юзово.

 

Начиналось все в трехкомнатной квартире его создателя – ныне покойного Владимира Николаевича Донченко.    Однажды руководители ведущих служб Донецкой магистрали пришли к нему домой, чтобы поздравить с 75-летием его отца – бывшего секретаря Дорпрофсожа. И Донченко-младший прямо с порога устроил гостям экскурсию по импровизированным залам. Увиденное произвело на гостей неизгладимое впечатление, и руководство тут же предложило хозяину экспозиции взяться за организацию дорожного музея.

   

   Открытие музея было приурочено к празднованию 130-летнего юбилея Донецкой магистрали. Он начался с временной экспозиции, разместившейся в двух багажных вагонах.

   – Мы всей семьей участвовали в организации первой документально-исторической экспозиции – отбирали экспонаты, готовили железнодорожную платформу, багажные вагоны, – рассказывает супруга Владимира Николаевича, методист музея истории и развития Донецкой железной дороги Людмила Донченко. – Когда встал вопрос о создании музея, Владимир Николаевич без малейшего сожаления передал на постоянное хранение историческому центру всю свою богатейшую коллекцию, насчитывающую несколько тысяч предметов.

   Затем началась кропотливая работа инициативной поисковой группы. Поиски различной техники, связанной с историей стальной магистрали, шли на всех предприятиях Донецкой железной дороги и за ее пределами. Владимир Донченко – достаточно известный человек в кругу коллекционеров бывшего Союза – часто бывал на встречах со своими единомышленниками, и они тоже помогали ему отыскивать уникальные экспонаты. Вклад в дело развития музейного фонда внесли и простые железнодорожники, которые передавали в дар музею личные документы, фотографии, книги, инвентарь.

   До 2005 года музей оставался в вагонах своеобразной экспозицией на колесах, и только после реставрации паровозного депо в нем были открыты два экспозиционных зала. Первый и сегодня рассказывает об истоках создания Донецкой железной дороги. Прямо у входа внимание посетителей привлекает старинный документ с гербовой печатью, свидетельствующий о начале деятельности Курско-Харьковско-Азовской железной дороги. Это – оригинал донесения министра путей сообщения Бобринского царю Александру II. «Вашему императорскому величеству докладываю, что открыто движение по дороге от Харькова до Таганрога протяженностью 533 версты», — говорится в документе.

   В музее можно увидеть предметы обихода и профессиональной деятельности железнодорожников и первых строителей дороги. Здесь же – флажки и ручные фонари сигналистов, металлическая «шарманка» – чемоданчик машиниста паровоза.

   Второй экспозиционный зал музея посвящен военному времени и современному периоду развития Донецкой магистрали. В нем представлена обширная коллекция уникальных старинных документов и фотографий, форменной одежды, часов и наград, знаков различия работников железнодорожного транспорта. Есть здесь и именные стенды, рассказывающие о выдающихся железнодорожниках.

   Особо яркие впечатления оставляет посещение смотровой площадки музея и здания депо, где установлены паровозы различных серий выпуска 1930-1950 годов, электровоз ВЛ-8, тепловозы, клепаная цистерна постройки 1930 года, дрезина, плавающий гусеничный транспортер, грузовые и легковые автомобили и даже банно-прачечный комбинат на колесах.

   – Во время Великой Отечественной войны на железной дороге формировались поезда особого резерва Народного комиссариата путей сообщения, – рассказала Людмила Донченко. — Они предназначались для быстрой переброски войск на фронт, перевозки грузов и военной техники. Такие составы состояли из паровоза, платформы с орудиями защиты от летных гарнизонов, которые Германия специально организовывала для уничтожения колонн паровозов. В него также включались цистерна для дозаправки паровоза и вагоны-теплушки. На станции всегда дежурила бригада по обслуживанию пассажирского или грузового поезда, которая проверяла состояние состава, отвечала за его заправку водой и углем. В условиях войны такие бригады ездили в теплушках, там же жил медицинский персонал. Все эти экспонаты подвижного состава можно увидеть на смотровой площадке нашего музея.

   Начиная с 2014 года, железнодорожный вокзал Донецка не раз подвергался обстрелам, в результате чего пострадало и здание музея. Были повреждены крыша и система отопления, выбиты все стекла. Некоторые экспонаты были полностью разрушены, паровозы посечены осколками.

   С помощью строителей Донецкой железной дороги сотрудники музея навели порядок в выставочных залах и восстановили экспозицию.