ИСТОРИЯ ДОНЕЦКОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ
История Донецкой железной дороги берет начало в середине XIX века, когда в Российской империи возникла острая потребность быстро доставлять грузы на дальние расстояния. В частности — уголь и металл в Черноморский и Азовский порты. С появлением железной дороги резко активизировалось развитие Донбасса: вдоль дороги, как грибы после дождя, росли сталеплавильные и доменные заводы, открывались новые карьеры по добыче соли, руды, гипса…Со всей России сюда устремились крестьяне на заработки – на Донбассе они чаяли обрести достойную сытую жизнь.
В марте 1868 г. Курско-Харьковско-Азовская дорога вошла в Высочайше утвержденную сеть; концессия на строительство магистрали была выдана купцу 1-й гильдии, коммерции советнику Самуилу Полякову. В рекордно короткий по тем временам срок, за 20 месяцев, дорога была построена и введена в эксплуатацию. Торжественное открытие состоялось 5 января 1870 г. (по новому стилю). Именно этот день принято считать днем рождения Донецкой железной дороги.
Всего на железной дороге (763 версты) было 24 раздельных пункта. К моменту открытия на железной дороге числилось 108 паровозов (из ни 33 – для грузо-пассажирских перевозок), 167 пассажирских (из них 14 – первого класса) и 20 багажных вагонов.
В пределах Донбасса (332 версты) были построены три участка: Лозовая-Славянск, Славянск-Никитовка, Никитовка-Таганрог, а также грузовые и грузопассажирские станции Славянск, Краматорская, Константиновка, Никитовка, Ханженково, Таганрог.
Еще через два года, в марте 1872-го, была введена в эксплуатацию Константиновская железная дорога, проходившая через территорию современного Донецка. Параллельно с Константиновской была сдана железнодорожная ветка, пролегавшая от станции Юзово до металлургического завода «Новороссийского общества». В развитии промышленного потенциала Донбасса огромную роль сыграла Донецкая каменноугольная дорога, включавшая в себя сеть железнодорожных линий, соединивших Ясиноватую, Никитовку, Бахмут, Дебальцево, Луганск, Зверево. Движение по ней было открыто 1 декабря 1878 года.
В конце XIX века развитие промышленности в регионе осуществлялось небывалыми темпами. Наряду с промышленными предприятиями развивался ж/д транспорт – грузовой и пассажирский.
В Донецком бассейне к концу XIX столетия были построены и введены в эксплуатацию три железные дороги. Казенная – Екатерининская, имевшая протяженность 470 верст, и две частные – Донецкая каменноугольная и Курско-Харьковско-Азовская. Однако этого было недостаточно. Для увеличения объемов перевозки угля в северные и западные районы страны, царское правительство приняло решение о строительстве еще одной железной дороги в Донбассе — Северо-Донецко.
Кто знает, как развивалась бы желлезнодорожная еть в царской России, если бы не Октябрьская революция. 28 июня 1918-го, вся железнодорожная инфраструктура и транспорт были национализированы.
В 30-е годы Донецкая жд стала набирать обороты и заняла лидирующую позицию в СССР по погрузке. Именно на ДЖД было достигнуто увеличение скорости движения подвижного состава. Машинист депо Славянск Петр Кривонос 1 июля 1935 года разогнал паровоз до рекордных 31,9 км/ч (норма на тот момент — 23 км/ч). Почин был подхвачен машинистами всех участков Донецкой железной дороги – так зародилось кривоносовское движение. В конце 30-х годов ХХ века была осуществлена административная реорганизация Донбасских магистралей, в результате которой появились две железных дороги — Южно-Донецкая с управлением в Ясиноватой и Северо-Донецкая — с управлением в Артемовске.
В годы Великой Отечественной войны железнодорожники трудились на пределе возможностей. Воинские грузы на железных дорогах Донбасса с первых дней войны составляли более половины от общего объема погрузки. В 1941 – 1942 годах через железнодорожные узлы Северо-Донецкой и Южно-Донецкой железных дорог проходило колоссальное количество поездов, вывозивших в эвакуацию промышленные предприятия и население, доставлявших на фронт боеприпасы и продовольствие.
Долгих два года, с октября 1941 по сентябрь 1943-го, территория Донбасса была оккупирована. А когда войска Красной Армии погнали немцев, враги, целенаправленно уничтожая железнодорожное хозяйство, взрывали паровозные депо, разрушали механизированные горки и служебные здания, взрывали горловины подгорочных парков. Железнодорожные пути варварски уничтожались специальными путеразрушителями.
После освобождения региона в 1943 г. началось восстановление практически полностью уничтоженных магистралей Донбасса, и уже к 1945 году общий объем работ железных дорог региона достиг 60% от довоенного уровня.
В 1953 году Советом Министров СССР было принято решение об объединении Северо-Донецкой и Южно-Донецкой железных дорог в Донецкую. Началась новая эра в истории нашей стальной магистрали.
29 июля 1969 года указом Президиума Верховного Совета СССР Донецкая железная дорога была награждена Орденом Ленина — за успехи, достигнутые при выполнении заданий 7-летнего плана, внедрение новой техники и прогрессивной технологии.
Начиная с лета 2014 года, когда на Донбасс снова пришла война, на Донецкой железной дороге были разрушены целые железнодорожные узлы. Из-за активных боевых действий на Иловайском, Дебальцевском, Горловском, Ясиноватском, Донецком направлениях железнодорожное движение стало невозможным и остановилось. Ситуация усугублялась постоянными обстрелами участков железной дороги, что значительно затрудняло их восстановление. Многократные разрушения после проведенных восстановлений требовали дополнительных временных и материальных ресурсов.
В условиях войны наши железнодорожники проявили подлинный героизм, демонстрируя высокую организованность, ответственность, самоотдачу. Невзирая на трудности, они сумели восстановить железнодорожную инфраструктуру и возобновить работу стальной магистрали.
17 июля 2017 года начался новый этап развития Донецкой железной дороги. Сегодня коллектив Государственного предприятия «Донецкая железная дорога» с честью выполняет поставленные задачи. На дороге продолжается восстановление железнодорожных участков и станций, делается все возможное для обеспечения их провозной и пропускной способности с учетом возрастающих потребностей в перевозках.