На территории вокзала Мариуполь открылась историческая выставка «Сквозь лед и время: история ледокола «Капитан Белоусов»
В рамках соглашения о сотрудничестве, подписанного между ФГУП «Железные дороги Новороссии» и Российским государственным музеем Арктики и Антарктики, в фойе вокзала Мариуполь открылась историческая выставка, посвященная уникальному ледоколу «Капитан Белоусов» и личности капитана Михаила Прокопьевича Белоусова.
Передвижная экспозиция установлена в фойе вокзала Мариуполь сотрудниками Российского государственного музея Арктики и Антарктики, расположенного в Санкт-Петербурге. Кроме них, в открытии выставки 6 августа приняли участие работники железнодорожной станции, службы транспортной безопасности и локомотивного депо Мариуполь, а также руководители Музея истории и развития Донецкой железной дороги, Центрального музея железнодорожного транспорта Российской Федерации, музея железных дорог России, подразделения по сохранению исторического наследия СКЖД, Донецкого республиканского художественного музея, Мариупольского порта, главный редактор журнала «Музей», жители и гости города, пассажиры пригородных поездов.
Выставка, которая будет работать на вокзале в ежедневном режиме, имеет ёмкое название: «Сквозь лед и время: история ледокола «Капитан Белоусов». Экспозиция посвящена детальности уникального для азовского флота ледокола и жизни капитана, в честь которого названо судно.
Михаил Прокопьевич Белоусов родился в 1904 году. В возрасте 28 лет он стал выходить в море в качестве капитана парохода «Волховстрой». Несмотря на молодой возраст, его профессиональный багаж был внушительным.
В 1935 году Михаилу Белоусову был доверен ледокол «Красин». Именно на нем, спустя два года, Михаил Прокопьевич участвовал в работах по поиску пропавшего самолета с экипажем Сигизмунда Леваневского. Но рано наступившие морозы вынудили «Красин» встать на зимовку в Хатангском заливе, по соседству с работниками «Нордвикстроя». Угля на борту почти не осталось и, поскольку на берегу находилось месторождение, морякам пришлось переквалифицироваться в шахтеров. Добытого угля хватило не только на восьмимесячную стоянку, но и для вывода из ледового плена зимовавших судов весной 1938 года.
В 1939 году Михаил Белоусов стал капитаном флагманского ледокола «Иосиф Сталин». На нем был поставлен рекорд. За одну навигацию ледокол совершил два сквозных рейса по Северному морскому пути – провел караван судов на Чукотку и со встречным караваном вернулся обратно в Мурманск.
В конце года, в рамках спасательной экспедиции под руководством Ивана Папанина «Иосиф Сталин» отправился на выручку дрейфовавшему 812 дней во льдах Арктики ледокольному пароходу «Георгий Седов». За этот рейс Михаил Белоусов был удостоен звания Героя Советского Союза.
В предисловии к своей книге, адресованной будущим судоводителям, он скромно записал, что в ней «изложены только наблюдения из личной практики».
Михаил Белоусов ушёл из жизни в 42 года. А «Капитан Белоусов» вернулся к родным берегам, будучи увековеченным в имени ледокола, спущенного на воду в 1950-х гг.
Сейчас корабль служит в Азовском море и успешно обеспечивает безопасную проводку судов, сохраняя верность долгу и демонстрируя связь между северными и южными морскими воротами России.