Эффективное использование топливно-энергетических ресурсов − одна из приоритетных задач энергетической стратегии железнодорожного транспорта
В условиях роста цен на энергоносители, а также возрастающей конкуренции со стороны других видов транспорта снижение эксплуатационных расходов за счет уменьшения энергоемкости перевозочного процесса является одной из приоритетных задач энергетической стратегии железнодорожного транспорта.
В 2021 г. на Донецкой железной дороге был утвержден План мероприятий по ресурсосбережению и повышению энергетической эффективности. В рамках его реализации к выполнению было запланировано более 50 мероприятий, большинство из которых уже выполнено.
Общая экономия по СП «Дирекция инфраструктуры» за 9 месяцев 2021 года составила более 670 тыс. рос. руб., из которых 393 тыс. рос. руб. сэкономлено благодаря внедрению энергосберегающих технологий по хозяйству электроснабжения.
Так, на станции Донецк было изменено питание контактной сети с заменой трансформатора мощностью 12500 кВА на 630 кВА, в результате чего за 9 месяцев 2021 г. экономия электроэнергии составила 45 900 кВт*час. Экономию в 22242 кВт*час дала реконструкция воздушной линии электропередачи 0,4 кВ по Мушкетово с заменой 5 км проводов и выноса на фасады зданий 100 единиц приборов учета. Установка 77 единиц электронных приборов учета в точках сальдоперетоков с включением их в систему АСКУЭ способствовала экономии 2367 кВт*час. Замена 60 км изношенного контактного провода и 30 км коррозированого несущего троса – экономии 40800 кВт*час.
По хозяйству пути был осуществлен перевод с угольного на электроотопление Никитовского участка ПЧ-5, где было установлено 8 электропанелей вместо двух угольных котлов. Экономия составила более 69 тыс. рос. руб. В текущем году также выполнены работы по замене котлов на газовой котельной 312-го квартала станции Донецк и угольной котельной ДС Сорт. станции Дебальцево на более современные и энергосберегающие.
В рамках Программы модернизации и обновления технических средств были выполнены работы по переводу на электрообогрев пяти зданий санитарно-бытового корпуса станции Горловка, получавших ранее теплоснабжение от угольной котельной. Так, в зданиях поста ЭЦ, ПТО, в доме связи, в помещении для рабочего персонала в здании вокзала станции Горловка были установлены конвекторы, в зале ожидания установлен УФО. Благодаря этой модернизации работа угольной котельной была преращена, что привело к значительной экономии ресурсов.
В здании СБК станции выполнены работы по устройству электрокотельной. Произведен монтаж двух электрокотлов мощностью 48 кВт с подключением к существующей системе отопления здания. Работы проводились силами Ясиноватского строительно-монтажного эксплуатационного управления.
Значительная работа по энергосбережению была проведена на предприятиях ГУП ДНР «Донецкая железная дорога» в рамках подготовки к зиме 2021-2022 гг. Было подготовлено 11424 м² кровель, утеплены 523 ед. дверей и окон. В настоящее время идут завершительные работы по ремонту кровель малярного цеха ЛВЧД Донецк и здания главного материально- технического склада ДОС МТО Дебальцево.
Энергосберегающие технологии в системах освещения на ГУП ДНР «Донецкая железная дорога» применяются при освещении железнодорожных станций, вокзалов, территорий депо, производственных помещений. Следует отметить, что для железной дороги существенны преимущества энергосберегающего освещения перед лампами накаливания в отношении надежности, срока службы, яркости и угла обзора. Применение энергосберегающих ламп позволяет экономить более 40% электроэнергии.
Кроме того, на дороге в 2021 году велась работа по установке приборов учета тепловой и электроэнергии, водоснабжения, что в целом способствует повышению точности учета и уменьшает сумму коммунальных платежей. Работа в данном направлении будет продолжена и в 2022 году.