Владимир Кабаций: «Дороге необходимы инвестиции для развития и модернизации производства»
Каковы перспективы выплаты премии по итогам года, существует ли вероятность возвращения к неполной рабочей неделе, будут ли сохранены надбавки и доплаты. Эти и другие вопросы задали генеральному директору ГП «Донецкая железная дорога» Владимиру Кабацию и заместителю председателя ПРОФДОНЖЕЛ Андрею Писаренкину журналисты газеты «Железнодорожник Донбасса» в ходе очередной, уже ставшей традиционной, встречи с руководством.
Перспективы выплаты так называемой 13-й зарплаты обсуждаются в коллективе дороги с конца прошлого года. Вопрос о том, почему при выполнении плана по перевозкам приказ о выплате премии по результатам 2018 года так и не увидел свет, мы адресовали генеральному директору ГП «Донецкая железная дорога» Владимиру Кабацию.
– Дорога действительно завершила 2018 год с выполнение всех качественных и количественных параметров эксплуатационной работы, – рассказал он. – Общие доходные поступления, полученные от грузовых и пассажирских перевозок, а также подсобно-вспомогательной деятельности, превысили плановый показатель на 3,8%. Но чистый финансовый результат по итогам года – отрицательный. Объясняется это тем, что в 2018 году произошел значительный рост расходов, и их львиная доля пришлась на фонд оплаты труда. Напомню, что контингент, укомплектованный до штатной численности, увеличился на 21,3%. Кроме того, ощутимо вырос уровень среднемесячной заработной платы. Если на начало 2017 года средняя зарплата по дороге составляла 7495 руб., то к концу 2018-го она увеличилась на 58,1% – до 13330 руб.
В результате у нас сложилась ситуация, когда, перевыполнив план по доходным поступлениям, дорога закончила год с убытком более 390 млн рублей. При этом нужно отметить, что за счет роста объема перевозок и применения повышающего коэффициента с января по июль 2018 г. убыток в сравнении с 2017 годом был снижен более чем на 539 млн руб.
Таким образом, получив отрицательный финансовый результат, дорога не имеет возможности для выплаты так называемой «тринадцатой». Напомню, что в соответствии с «Положением о выплате вознаграждения по итогам работы за год работникам ГП «Донецкая железная дорога» (Приложение №8 коллективного договора) выплата вознаграждения производится при условии обеспечения выполнения объема работы (перевозок, товарной продукции, реализации и прочие) за год и наличия прибыли в целом по дороге.
Так же объясняется и тот факт, что в течение последних нескольких месяцев не производится начисление премии за основные результаты хозяйственной деятельности. Согласно действующим положениям коллективного договора для премирования работников ГП «Донецкая железная дорога» за основные результаты хозяйственной деятельности необходимо обязательное условие – наличие чистой прибыли в целом по дороге. К сожалению, ее у нас пока нет, и в феврале мы тоже получили убыточный результат.
Еще один вопрос, который тревожит работников дороги, касается вероятности возвращения к неполной рабочей неделе. Несколько недель назад в социальных сетях появилась информация о том, что одно из республиканских промпредприятий якобы было приостановлено, а работники отправлены в «домашний простой», что заставило заволноваться и железнодорожников.
– Я со всей ответственностью заявляю, что возвращение дороги к режиму 4- или 3-дневной рабочей недели – не более чем домыслы, – заверил Владимир Кабаций. – Донецкая железная дорога обслуживает предприятия горнодобывающей, металлургической, строительной и других отраслей промышленности Донецкой Народной Республики. Нами заключено более полутора сотен договоров с грузоотправителями и грузополучателями, и все они сегодня действуют. Наши показатели по погрузке и транзиту плавно растут. Если в январе дорога грузила 34 тыс. тонн в сутки, в феврале – 40 тыс. тонн, то в марте мы достигли среднего показателя 50 тыс. тонн в сутки, выйдя на уровень прошлого года.
При этом генеральный директор особо подчеркнул, что для обеспечения нормального производственного процесса предприятию требуются значительные финансовые средства:
– Сейчас мы зарабатываем ровно столько, сколько тратим, денег на развитие не хватает. Для развития и модернизации нужны инвестиции со стороны, но пока их нет.
Дорога работает в сложнейших условиях: процент износа основных фондов приближается к 98%. В том числе по машинам и оборудованию показатель износа составляет почти 100%, электровозов и тепловозов – 96%. Коэффициент износа верхнего строения пути превышает 85%. Плюс к этому – продолжается восстановление объектов железнодорожной инфраструктуры, разрушенных в результате боевых действий.
– У нас также есть несколько очень важных объектов, требующих неотложного решения, – рассказал Владимир Кабаций. – На реконструкцию производственной мазутной котельной локомотивного депо Иловайск с переводом на газ нам нужно направить 44 млн руб. На восстановление кровли цеха легких металлических конструкций локомотивного депо Дебальцево Пассажирское требуется 22 млн руб. И мы понимаем, что, если в этом году ее не отремонтировать, то в следующем ситуация еще больше усугубится. На 1 апреля запланировано начало капитального ремонта платформы и вокзала станции Углегорск. Они серьезно пострадали от обстрелов в 2015 году. Сегодня по Углегорску осуществляется пересадка пассажиров на поезда, следующие в сторону Дебальцево, Горловки, Никитовки. Улучшение технического состояния вокзального комплекса обеспечит людям комфорт и безопасность.
Продолжая разговор о проблемных вопросах, требующих серьезных финансовых вложений, генеральный директор акцентировал внимание на путевом хозяйстве. По его словам, в первую очередь дорога будет направлять средства на приобретение материалов верхнего строения пути:
– Службе пути необходимо активизировать ремонтные работы, чтобы повысить пропускную способность участков, обеспечить безопасность движения поездов. Для реализации этой задачи только в нынешнем году необходимы вложения порядка 1,5 млрд рублей.
Еще 1 миллиард рублей необходимо вложить в этом году для обеспечения результативной работы вагонного хозяйства. Как отметил Владимир Кабаций, сегодня служба вагонного хозяйства достойно справляется с поставленными задачами. Ее обособленными подразделениями подготовлено 22 оборотных маршрута, а это 1100 вагонов, которые обеспечили дороге дополнительные денежные поступления. Четко выполняется план по деповскому и текущему ремонтам.
Для обеспечения стабильности перевозок на наиболее загруженных участках предприятию необходимо расширять парк локомотивов. Так, за 2017-2018 годы дорога взяла шесть локомотивов в аренду с правом выкупа. В текущем году планируется получение еще двух электровозов ВЛ80т на условиях субаренды с правом выкупа.
– Чтобы смело смотреть в будущее, нам нужно за 4 года вложить в локомотивное хозяйство более 5,5 млрд рублей, – рассказал генеральный директор. – Назову только несколько цифр. Капитальный ремонт одного тепловоза серии ЧМЭ3 стоит порядка 11 млн рублей; одной секции магистрального двухсекционного тепловоза 2ТЭ116 – 40 млн рублей. К сожалению, у дороги нет возможности выполнять такие работы своими силами, и на капремонт локомотивы нужно отправлять в Луганск или на заводы Российской Федерации.
Кстати сказать, уже в ближайшее время ожидается возвращение из капитального ремонта на одном из российских заводов двух тепловозов ЧМЭ3. Они будут направлены в локомотивное депо Дебальцево Пассажирское.
Значительные средства будут направлены на обеспечение хозяйства электроснабжения.
– В этом году мы восстанавливаем электрификацию по Дебальцевскому узлу, параллельно с коллегами из Луганской Народной Республики проводим работу по воссоединению электросети, – рассказал Владимир Кабаций. – Наши энергетики занимаются восстановлением устройств контактной сети по станции Дебальцево-Сортировочное, на участке Дебальцево-Сортировочное-Углегорск, на перегонах Дебальцево-Чернухино и Дебальцево-Депрерадовка. Луганчане идут со стороны Коммунарска и Мануиловки до Депрерадовки. Для обеспечения нормального движение поездов на электротяге на данном участке восстанавливается тяговая подстанция Дебальцево. В прошлом году был заключен договор с ООО «ТрансСетьПроект-Электро» (г. Санкт-Петербург), составлен график поставок оборудования для распределительного устройства 3,3 кВ. В апреле мы ожидаем окончательную поставку оборудования и в апреле-мае планируем начать монтаж и пусконаладочные работы. В настоящее время продолжаются подготовительные работы. Ввести объект в эксплуатацию планируется до конца июня.
Восстановление электротяги на этом участке позволит двигаться электровозным ходом до Луганска. Сейчас мы доезжаем из Ясиноватой до Дебальцево электровозом, а чтобы следовать дальше, цепляем тепловоз. Переход на электрическую тягу снизит себестоимость грузовых и пассажирских перевозок.
В заключение генеральный директор еще раз подчеркнул, что, несмотря на трудности, дорога продолжит выполнять взятые на себя обязательства.
– В силу сложного финансового положения у нас сейчас нет возможности брать на себя дополнительные обязательства по колдоговору, – сказал он. – Но назад мы не отступаем.
А как только работа предприятия стабилизируется, мы снова шаг за шагом станем двигаться вперед в расширении социальных гарантий и льгот.
Как отметил, заместитель председателя ПРОФДОНЖЕЛ Андрей Писаренкин, в основном пункты коллективного договора дороги выполняются, и это было отмечено на конференции трудового коллектива. При этом он обратил внимание, что есть пункты, которые трактуются по-разному.
– Это мы видим по обращениям и со стороны работников, и со стороны руководителей на местах, – сказал он. – Буквально перед конференцией мы давали разъяснения по медосмотрам в части проведения дополнительных исследований. Что касается оплаты за прохождение профосмотров, дорога выполняет эти обязательства. Что же касается дополнительных исследований (УЗИ и т.п.), они требуются не для всех профессий и не для всех представителей конкретных профессий.
Среди вопросов, требующих уточнения, Андрей Писаренкин назвал порядок определения фактической занятости работников на работах с вредными и тяжелыми условиями труда, оплаты учебных отпусков и многие другие.