ДЕТСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА

Детская железная дорога

Донецкую детскую железную дорогу им. В. В. Приклонского можно без преувеличения назвать уникальным объектом. Главная цель этого учебного учреждения профориентационного характера — подготовка будущих квалифицированных кадров для Государственного предприятия «Донецкая железная дорога» и популяризация ж/д транспорта.

Обучение юных железнодорожников

В первый год обучения юных железнодорожники осваивают премудрости таких профессий, как сигналист, проводник вагона, дежурный стрелочного поста, диктор, ревизор, дежурный по перрону.
На втором году обучения ребята осваивают профессии помощника машиниста тепловоза, оператора при ДСП, осмотрщика вагонов.
Программа третьего года предусматривает обучение по специальностям машинист тепловоза, дежурный по станции, начальник поезда.

Помимо обучения юных железнодорожников основным  профессиям осуществляется и всестороннее развитие подрастающего поколения. Для этих целей на базе детской железной дороги существует ряд кружков, таких как: история и краеведение, моделирование, сценическое дело, компьютерный.

Фото 1937 года

История Малой железной дороги

Традиционно отсчет истории Детской железной дороги ведется с 1972 года. Но первая детская магистраль появилась в Донецке (тогда еще – городе Сталино) гораздо раньше – в тридцатых годах прошлого столетия.

Электрифицированная Малая Южно-Донецкая железная дорога им. С. М. Кирова открылась 24 ноября 1936 г. Она пролегала через Центральный парк культуры и отдыха им. А. Щербакова и имела протяженность около 1 километра.

Впервые о необходимости детской железной дороги в Сталино написала газета «Сталинский рабочий». В заметке от 31 января 1936 г. говорилось, что пионеры отряда имени Тельмана школы №3 обратились с письмом в обком и горком партии, в котором предложили построить в городе детскую железную дорогу.

Средства на строительство дороги выделил горсовет, облпрофсовет, другие организации. Детскую «железку» строили всем миром: завод им. Сталина возводил вокзал, завод «Стальмост» — самый настоящий железнодорожный мост. Сталинская железная дорога предоставила рельсы, шпалы, костыли, стрелочные переводы. Работники трамвайного парка практически полностью восстановили для детской дороги старый вагон системы «Нюренберг» с электрооборудованием, воздушной тормозной системой, , 36-ю мягкими креслами.

Детская железная дорога получила имя Сергея Кирова. К ее открытию было подготовлено 100 путейцев, 40 водителей вагона, связисты, дежурные начальники станций. Начальником дороги была назначена Люда Харитонова, ученица 9 класса школы №2.

Линия детской дороги проходила через две станции – «Орленок» и «Счастливое детство». На вокзале станции «Счастливое детство» располагались кабинеты начальника, диспетчера, дежурного по станции Здесь были касса и зал ожидания, и конечно же буфет.

На начало 1940-х годов была запланирована реконструкция Малой Южно-Донецкой железной дороги. Для нее был выделен паровоз, заказано 5 вагонов на Днепропетровском вагоноремонтном заводе. Планировалось строительство новой линии протяженностью 4 километра. На должна была применяться комбинированная (паровая и электрическая) тяга.

К сожалению, Малая Кировская железная дорога просуществовала очень недолго. Началась Великая Отечественная война, и летом 1941 года она закрылась. В годы войны малая магистраль в Сталино подверглась разрушениям и после Победы ее не восстанавливали.

До момента возрождения детской железной дороги в Донецке прошло почти тридцати лет. Новая детская железная дорога в Донецке открылась 19 мая 1972 г. в парке им. Ленинского Комсомола. Ей было присвоено имя Виктора Васильевича Приклонского. Именно ему, начальнику Донецкой железной дороги, принадлежит инициатива ее строительства.

В результате боевых действий в Донецке летом и осенью 2014 года Малая железная дорога получила повреждения — к счастью, не критичные. После проведения ремонтно-восстановительных работ 1 мая 2015 года здесь снова возобновилось пассажирское движение.

Структура Детской железной дороги

Протяженность маршрута Малой Донецкой железной дороги — 2,1 км.  Он проходит от станции «Пионерская» до станции «Шахтёрская». Длительность поездки по дороге составляет 25 минут. На детской дороге эксплуатируются два тепловоза и 6 фирменных вагонов. Имеется локомотивное депо.

На станции «Пионерская» расположены: касса; зал ожидания; кафе «Светофорчик»; актовый зал; кабинет дежурного по станции; макетная мастерская; учебные и административные кабинеты.

На станции «Шахтерская» работает музей истории Детской железной дороги.

Контакты
Адрес: г. Донецк, Парк им. Ленинского комсомола
Телефон начальника ДЖД:(062) 319 — 38 — 21
Электронный адрес: don_dzd@mail.ru