Донецкая детская железная дорога
Донецкого филиала ФГУП «Железные дороги Новороссии»
Когда жители и гости города могут прокатиться по детской железной дороге?Донецкую детскую железную дорогу им. В. В. Приклонского можно без преувеличения назвать уникальным объектом. Главная цель этого учебного учреждения профориентационного характера — подготовка будущих квалифицированных кадров для ФГУП «Железные дороги Новороссии» и популяризация ж/д транспорта.
Расписание движения поездов Когда идет набор в кружок «Юный железнодорожник»?
Куда обращаться? Когда юные железнодорожники посещают теоретическое занятия?
Как проходит обучение? Адрес: г. Донецк ул. Челюскинцев, 189г. (ст. Пионерская)
Часы работы:понедельник – пятница с 08:00 до 17:00 Телефоны для справок: +7(856)-319-38-73; +7(856)-319-38-21
E-mail: don_dzd@mail.ru
Обучение юных железнодорожников
(Правила приема в кружок «Юный железнодорожник»)
Детская железная дорога служит учебным учреждением, создающим возможность для школьников в возрасте 10-17 лет ознакомится с основами железнодорожного дела.
Многие ребята, завершившие обучение на Донецкой детской железной дороге, в будущем выбирают железнодорожные профессии , заканчивают техникумы и университеты, а затем возвращаются работать уже на «взрослые» магистрали.
Процесс обучения организован инструкторами и машинистам под руководством начальника детской железной дороги. Обучение на ДЖД делится на два этапа: теоретический занятия, которые проходят с октября по апрель, и практические занятия, где происходит знакомство с различными железнодорожными специальностями во время летней учебно-производственной практики.
Набор в кружок «Юный железнодорожник» проводится в начале нового учебного года – с 1 по 30 сентября. Юные железнодорожники посещают теоретическое занятия с 1 октября по 30 апреля. А 1 мая начинается летняя учебно-производственная практика – на детской железной дороге открывается движение поездов.
— с 1 мая по 31 мая в субботу, воскресенье и праздничные дни;
— с 1 июня по 31 августа в пятницу, субботу и воскресенье;
— с 1 сентября по 30 сентября в субботу, воскресенье и праздничные дни.

Структура детской железной дороги
Мы находимся в парке Ленинского комсомола ниже стадиона «Донбасс Арена» в сторону реки Кальмиус, через Поляну сказок.
Протяженность маршрута движения поезда — 2,1 км. Он проходит от станции «Пионерская» до станции «Шахтёрская». Длительность поездки «Пионерская» — «Шахтёрская» — «Пионерская» составляет 25 минут.
На детской дороге эксплуатируются два тепловоза и 6 фирменных вагонов. Имеется локомотивное депо.
На станции «Пионерская» расположены: касса; зал ожидания; кафе «Светофорчик»; актовый зал; кабинет дежурного по станции; макетная мастерская; учебные и административные кабинеты. На станции «Шахтерская» работает музей истории Детской железной дороги.
История Детской железной дороги
Традиционно отсчет истории Детской железной дороги ведется с 1972 года. Но первая детская магистраль появилась в Донецке (тогда еще – городе Сталино) гораздо раньше – в тридцатых годах прошлого столетия.
Электрифицированная Малая Южно-Донецкая железная дорога им. С. М. Кирова открылась 24 ноября 1936 г. Она пролегала через Центральный парк культуры и отдыха им. А. Щербакова и имела протяженность около 1 километра.
Впервые о необходимости детской железной дороги в Сталино написала газета «Сталинский рабочий». В заметке от 31 января 1936 г. говорилось, что пионеры отряда имени Тельмана школы №3 обратились с письмом в обком и горком партии, в котором предложили построить в городе детскую железную дорогу.
Средства на строительство дороги выделил горсовет, облпрофсовет, другие организации. Детскую «железку» строили всем миром: завод им. Сталина возводил вокзал, завод «Стальмост» — самый настоящий железнодорожный мост. Сталинская железная дорога предоставила рельсы, шпалы, костыли, стрелочные переводы. Работники трамвайного парка практически полностью восстановили для детской дороги старый вагон системы «Нюренберг» с электрооборудованием, воздушной тормозной системой, , 36-ю мягкими креслами.
Детская железная дорога получила имя Сергея Кирова. К ее открытию было подготовлено 100 путейцев, 40 водителей вагона, связисты, дежурные начальники станций. Начальником дороги была назначена Люда Харитонова, ученица 9 класса школы №2.
Линия детской дороги проходила через две станции – «Орленок» и «Счастливое детство». На вокзале станции «Счастливое детство» располагались кабинеты начальника, диспетчера, дежурного по станции Здесь были касса и зал ожидания, и конечно же буфет.
На начало 1940-х годов была запланирована реконструкция Малой Южно-Донецкой железной дороги. Для нее был выделен паровоз, заказано 5 вагонов на Днепропетровском вагоноремонтном заводе. Планировалось строительство новой линии протяженностью 4 километра. На должна была применяться комбинированная (паровая и электрическая) тяга. К сожалению, Малая Кировская железная дорога просуществовала очень недолго. Началась Великая Отечественная война, и летом 1941 года она закрылась. В годы войны малая магистраль в Сталино подверглась разрушениям и после Победы ее не восстанавливали. До момента возрождения детской железной дороги в Донецке прошло почти тридцати лет. Новая детская железная дорога в Донецке открылась 19 мая 1972 г. в парке им. Ленинского Комсомола. Ей было присвоено имя Виктора Васильевича Приклонского. Именно ему, начальнику Донецкой железной дороги, принадлежит инициатива ее строительства. В результате боевых действий в Донецке летом и осенью 2014 года Малая железная дорога получила повреждения — к счастью, не критичные. После проведения ремонтно-восстановительных работ 1 мая 2015 года здесь снова возобновилось пассажирское движение.
С 2022 года Донецкая детская железная дорога не могла работать на полную мощь. Из-за непрекращающихся обстрелов города со стороны ВСУ обучение юных железнодорожников проходило дистанционно по специально разработанным программам, в целях безопасности не открывалось движение поездов.
За этот период обстрелами противника были повреждены здания вокзалов станции Пионерская и станции Шахтерская, здание локомотивного депо, пострадал подвижной состав.
В ноябре 2024 года был разработан План мероприятий по возобновлению полноценного учебного процесса и запуска движения поездов на базе Малой магистрали. В настоящее время силами подразделений Донецкого филиала ФГУП «ЖДН» ведутся ремонтно-восстановительные работы.