Search
Close this search box.

ДЕТСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА

Донецкая детская железная дорога
Донецкого филиала ФГУП «Железные дороги Новороссии»

Донецкую детскую железную дорогу им. В. В. Приклонского можно без преувеличения назвать уникальным объектом. Главная цель этого учебного учреждения профориентационного характера — подготовка будущих квалифицированных кадров для ФГУП «Железные дороги Новороссии» и популяризация ж/д транспорта.

Когда жители и гости города могут прокатиться по детской железной дороге?
Расписание движения поездов
Когда идет набор в кружок «Юный железнодорожник»?
Куда обращаться?
Когда юные железнодорожники посещают теоретическое занятия?
Как проходит обучение?
Адрес: г. Донецк ул. Челюскинцев, 189г. (ст. Пионерская)
Часы работы:понедельник – пятница с 08:00 до 17:00
Телефоны для справок: +7(856)-319-38-73; +7(856)-319-38-21
E-mail: don_dzd@mail.ru
Обучение юных железнодорожников

(Правила приема в кружок «Юный железнодорожник»)

Детская железная дорога служит учебным учреждением, создающим возможность для школьников в возрасте 10-17 лет ознакомится с основами железнодорожного дела.

Многие ребята, завершившие обучение на Донецкой детской железной дороге, в будущем выбирают железнодорожные профессии , заканчивают техникумы и университеты, а затем возвращаются работать уже на «взрослые» магистрали.

Процесс обучения организован инструкторами и машинистам под руководством начальника детской железной дороги. Обучение на ДЖД делится на два этапа: теоретический занятия, которые проходят с октября по апрель, и практические занятия, где происходит знакомство с различными железнодорожными специальностями во время летней учебно-производственной практики.

Набор в кружок «Юный железнодорожник» проводится в начале нового учебного года – с 1 по 30 сентября. Юные железнодорожники посещают теоретическое занятия с 1 октября по 30 апреля. А 1 мая начинается летняя учебно-производственная практика – на детской железной дороге открывается движение поездов.

Жители и гости города могут прокатиться по детской железной дороге:
— с 1 мая по 31 мая в субботу, воскресенье и праздничные дни;
— с 1 июня по 31 августа в пятницу, субботу и воскресенье;
— с 1 сентября по 30 сентября в субботу, воскресенье и праздничные дни.
 
Структура детской железной дороги

Мы находимся в парке Ленинского комсомола ниже стадиона «Донбасс Арена» в сторону реки Кальмиус, через Поляну сказок.

Протяженность маршрута движения поезда — 2,1 км.  Он проходит от станции «Пионерская» до станции «Шахтёрская». Длительность поездки «Пионерская» — «Шахтёрская» — «Пионерская» составляет 25 минут.

На детской дороге эксплуатируются два тепловоза и 6 фирменных вагонов. Имеется локомотивное депо.

На станции «Пионерская» расположены: касса; зал ожидания; кафе «Светофорчик»; актовый зал; кабинет дежурного по станции; макетная мастерская; учебные и административные кабинеты. На станции «Шахтерская» работает музей истории Детской железной дороги.

Фото 1937 года

История Детской железной дороги

Традиционно отсчет истории Детской железной дороги ведется с 1972 года. Но первая детская магистраль появилась в Донецке (тогда еще – городе Сталино) гораздо раньше – в тридцатых годах прошлого столетия.

Электрифицированная Малая Южно-Донецкая железная дорога им. С. М. Кирова открылась 24 ноября 1936 г. Она пролегала через Центральный парк культуры и отдыха им. А. Щербакова и имела протяженность около 1 километра.

Впервые о необходимости детской железной дороги в Сталино написала газета «Сталинский рабочий». В заметке от 31 января 1936 г. говорилось, что пионеры отряда имени Тельмана школы №3 обратились с письмом в обком и горком партии, в котором предложили построить в городе детскую железную дорогу.

Средства на строительство дороги выделил горсовет, облпрофсовет, другие организации. Детскую «железку» строили всем миром: завод им. Сталина возводил вокзал, завод «Стальмост» — самый настоящий железнодорожный мост. Сталинская железная дорога предоставила рельсы, шпалы, костыли, стрелочные переводы. Работники трамвайного парка практически полностью восстановили для детской дороги старый вагон системы «Нюренберг» с электрооборудованием, воздушной тормозной системой, , 36-ю мягкими креслами.

Детская железная дорога получила имя Сергея Кирова. К ее открытию было подготовлено 100 путейцев, 40 водителей вагона, связисты, дежурные начальники станций. Начальником дороги была назначена Люда Харитонова, ученица 9 класса школы №2.

Линия детской дороги проходила через две станции – «Орленок» и «Счастливое детство». На вокзале станции «Счастливое детство» располагались кабинеты начальника, диспетчера, дежурного по станции Здесь были касса и зал ожидания, и конечно же буфет.

На начало 1940-х годов была запланирована реконструкция Малой Южно-Донецкой железной дороги. Для нее был выделен паровоз, заказано 5 вагонов на Днепропетровском вагоноремонтном заводе. Планировалось строительство новой линии протяженностью 4 километра. На должна была применяться комбинированная (паровая и электрическая) тяга. К сожалению, Малая Кировская железная дорога просуществовала очень недолго. Началась Великая Отечественная война, и летом 1941 года она закрылась. В годы войны малая магистраль в Сталино подверглась разрушениям и после Победы ее не восстанавливали. До момента возрождения детской железной дороги в Донецке прошло почти тридцати лет. Новая детская железная дорога в Донецке открылась 19 мая 1972 г. в парке им. Ленинского Комсомола. Ей было присвоено имя Виктора Васильевича Приклонского. Именно ему, начальнику Донецкой железной дороги, принадлежит инициатива ее строительства. В результате боевых действий в Донецке летом и осенью 2014 года Малая железная дорога получила повреждения — к счастью, не критичные. После проведения ремонтно-восстановительных работ 1 мая 2015 года здесь снова возобновилось пассажирское движение.

С 2022 года Донецкая детская железная дорога не могла работать на полную мощь. Из-за непрекращающихся обстрелов города со стороны ВСУ обучение юных железнодорожников проходило дистанционно по специально разработанным программам, в целях безопасности не открывалось движение поездов.

За этот период обстрелами противника были повреждены здания вокзалов станции Пионерская и станции Шахтерская, здание локомотивного депо, пострадал подвижной состав.

В ноябре 2024 года был разработан План мероприятий по возобновлению полноценного учебного процесса и запуска движения поездов на базе Малой магистрали. В настоящее время силами подразделений Донецкого филиала ФГУП «ЖДН» ведутся ремонтно-восстановительные работы.