День 7 ноября в истории Донецкой железной дороги

Несмотря на разное отношение к Октябрьской революции, день 7 ноября 1917 года остается историческим событием мирового масштаба. Музей истории и развития Донецкой железной дороги хранит экспонаты, которые носят имена деятелей той эпохи.
6 ноября 1931 года в Москве делегация из Луганска представила правительству первый в СССР мощный магистральный локомотив.
Строить паровозы серии ФД начали с 1931 года. Они стали первыми в СССР самыми мощными магистральными локомотивами, справедливо признанными основной единицей грузового паровозного парка довоенной и военной поры. С этого же времени серии локомотивов стали называть в честь крупных политических деятелей: вводилось обозначение из двух букв – по имени и фамилии. После букв ставилась цифра, выражающая давление на ведущую ось паровоза в тоннах, а через тире – его номер. Обозначение ФД было присвоено в честь Феликса Эдмундовича Дзержинского, в 1921-1923 годах возглавлявшего Народный Комиссариат путей сообщения. Паровозы ФД были обустроены шестиосным тендером, специально построенным для паровозов данного типа.
В музее истории и развития Донецкой железной дороги представлен паровоз серии ФД. 20-2714. Он был построен на Луганском паровозостроительном заводе в 1939 году. Это настоящая гордость музея, как и другие натурные образцы раритетной железнодорожной техники 1909 – 1980-х годов, собранные с разных железнодорожных магистралей ближнего зарубежья. Паровозы, тепловозы, вагоны различных типов, путейские машины, вспомогательное железнодорожное оборудование и другие образцы транспортной техники можно увидеть на смотровой площадке музея.
– До начала боевых действий 2014 года музейный фонд насчитывал около 60 единиц натурных образцов железнодорожной техники, – рассказывает методист музея истории и развития Донецкой железной дороги Людмила Донченко. – Большая часть из них была размещена на смотровой площадке музея, часть экспонатов находились на реставрации, а около 10 единиц – в Дебальцево, на базе запаса Донецкой дороги. За время боевых действий некоторые экспонаты были уничтожены прямым попаданием снарядов, другие получили серьезные повреждения и восстановлению не подлежат. Но есть и техника с частичными осколочными повреждениями, что дает надежду на ее восстановление.
Одним из первых экспонатов музея был паровоз серии ФД 20-1393, доставленный из локомотивного депо Дебальцево. На нем после Великой Отечественной войны работал вместе с братьями Герой Социалистического труда, трижды Почетный железнодорожник машинист локомотивного депо Дебальцево-Сортировочная Василий Яковлевич Дубина. В 2012 году по просьбе ветеранов и работников Дебальцевского железнодорожного узла знаменитый паровоз вернулся в Дебальцево и был установлен в качестве памятника ушедшей эпохе на территории локомотивного депо.
Как отметила Людмила Донченко, музей не мог не предусмотреть замены в экспозиции паровоза этой серии. В 2010 году его место на смотровой площадке музея истории и развития Донецкой железной дороги занял «горячий», т. е. имеющий возможность двигаться самостоятельно, паровоз серии ФД20-2714. Он был построен на Луганском паровозостроительном заводе в 1939 году, а доставлен в музей из локомотивного депо Христиновка Одесской железной дороги.
Напомним, музей истории и развития Донецкой железной дороги функционирует на станции Донецк уже 18 лет. Он открылся в историческом здании бывшего паровозного депо станции Юзово в августе 2000-го, а спустя 4 года стал членом Ассоциации работников технических музеев и членом международного Фонда по сохранению железнодорожного наследия Новой Европы.
Главный экспонат музея – его здание. Паровозное депо станции Юзово, построенное в 1872 году, является архитектурным памятником промышленного железнодорожного строительства.
В экспозиционных помещениях развернута документально-историческая панорама музея. Предметы обихода первых строителей железной дороги, инвентарь, большое разнообразие сигнальных фонарей, инструментов и других интересных экспонатов скомпонованы и выставлены таким образом, чтобы в исторической последовательности воспроизвести все вехи развития Донецкой магистрали.
До 10 тысяч единиц документов и материалов представлены в документально-исторической экспозиции музея, основу которых составляет семейная коллекция основателя и директора музея, ныне покойного Владимира Донченко. Более 40 лет жизни он посвятил делу сохранения исторического наследия Донецкой железной дороги.