82 года назад у юных железнодорожников Донецкого края появилась первая электрифицированная Малая магистраль

У Донецкой детской железной дороги — два дня рождения. 24 ноября 1936 года в Сталино была торжественно открыта электрифицированная Малая Южно-Донецкая железная дорога им. С. Кирова, которая находилась на территории парка Щербакова. Великую Отечественную войну детская дорога не пережила. Она появилась на карте города вновь лишь в 1972 году.


В исторических документах, которые сохранились до наших дней, много противоречивых фактов о первой Малой магистрали Сталино. В них говориться, что идея создания такого объекта появилась у школьников города. Первое упоминание о необходимости строительства детской железной дороги историки обнаружили в номере от 31 января 1936 года городской газеты «Сталинский рабочий». Это была маленькая заметка: «Детская железная дорога. Отряд им. Тельмана (школа №3) обратился с предложением в обком и горком партии о постройке в Сталино в парке культуры и отдыха детской железной дороги…» В газете сообщалось, что школьники даже готовы уже предоставить специалистам техническую документацию (!!!) на эту стройку, указывалась предполагаемая длина ДЖД в 1200 м и даже срок окончания строительства — к 1.05.1936 года. На деле все оказалось гораздо сложнее, но идея нашла настолько большую поддержку, что за ходом реализации проекта стали следить из Москвы.
К концу 1936 года пуск этой дороги уже имел политическое значение и был на контроле союзных властей. Так, известно, что за день до открытия зам. наркома тяжелой промышленности СССР Моисей Рухимович дал секретное распоряжение «занарядить с поставкой в декабре для Донецкого обкома КП(б)У для детского трамвая в Сталино 2000 кг троллей за счет уменьшения поставок Главэнергопрому».
Также мы знаем, что в 1936 году в службе пути новой дороги было 100 ребят, а ее начальником — ученица 9 класса школы №2 Люда Харитонова. К открытию детской железной дороги в Сталино, получившей имя Сергея Кирова, было подготовлено 40 водителей вагона, дежурные начальники станций, связисты — все необходимые в железнодорожном деле специалисты. Этот объект стал одним из лучших среди подобных в Советском Союзе.
На вокзале станции «Счастливое детство» находились кабинеты дежурного по станции, диспетчера и начальника. Также там были зал ожидания, касса и буфет. Возле него было создано поворотное кольцо (его назвали потом «пост Октябренок»). Здесь сделали две асфальтовые дорожки, которые оградили штакетником и зелеными насаждениями.
Однако Великую Отечественную войну Малая Кировская железная дорога в городе Сталино не пережила. Подробности ее исчезновения пока неизвестны. Однако уже в начале 50-х годов прошлого столетия городская власть предлагала вновь построить такую малую железную дорогу. Однако тогда надо было решать более актуальные вопросы, и не было таких энтузиастов, как при строительстве довоенной дороги.
Все изменилось, когда во главе Донецкой железной дорогой стал Виктор Приклонский. Благодаря именно его инициативе была построена в районе Поляны сказок поблизости парка им. Ленинского комсомола в Донецке и 19 мая 1972 года торжественно открыта новая детская железная дорога. Сегодня она успешно работает на радость маленьким пассажирам.